Q:

Расскажите, пожалуйста, про область Ваших исследований.

A:

Оптимизация весовых алгоритмов статистического моделирования.
Q:

Расскажите, пожалуйста, про важнейшие результаты ваших научных исследований. Какие результаты имеют наибольшее влияние на жизнь и науку?

A:

Решения пары задач применимости методов Монте-Карло для решения задач теории переноса с учетом поляризации. Оптимизация расчетов ядерных реакторов, переноса гамма-излучения.
Q:

Как Вы считаете, что в Ваших исследованиях важно для развития фундаментальной науки, а что для прикладных областей?

A:

Прикладные науки ставят задачи фундаментальным.
Q:

Поддерживается ли Ваша научная деятельность грантами? Если нет, то планируется ли участие в грантах в будущем?

A:

Раньше - поддерживалась. Сейчас — нет :(
Q:

Сотрудничаете ли Вы с какими-либо крупными компаниями и исследователями Новосибирска, России? С иностранными?

A:

Нет, но стоит начинать выходить на этот рынок.
Q:

Какие у студента перспективы трудоустройства в фундаментальных и в прикладных областях? В каких областях он сможет работать после специализации у Вас?

A:

После меня он сможет например поехать в Обнинск и программировать ядерный реактор. А может завести свою семью и родить детей (был такой опыт) :) Так что у девушек есть шансы устроить личную жизнь :)
Q:

Каким образом у Вас ведётся исследовательская деятельность?
Сколько студентов специализируется у Вас?

A:

В моей практике было 2 студентки и один магистрант (медик по образованию). Работа ведется весело, интенсивно. Приходиться делать много расчётов для проверок гипотез.
Q:

Какими знаниями касательно области Ваших исследований должен обладать студент, чтобы успешно начать с Вами работать?

A:

Базовыми курсами ММФ.
Q:

На какие тематики Вы собираетесь вести работу со студентами?

A:

На разные. Зависит от способностей студента.
Q:

Формальные требования к студентам, которые планируют специализироваться у Вас? Спецкурсы, отметки по конкретным предметам, средний балл?

A:

Нет. только желание работать и развиваться. писать диплом человеку придется самому.
О выборе специализации студентов ММФ
«За ранее прошу прощения у въедливого читателя, но буду писать по возможности кратко, возможно с элементами юмора и без имен. Ко мне обратилась студентка ММФ с проектом создать некий портал для студентов, где будет собрана информация о научных руководителях, их проектах и задачах, которые может выбрать себе будущий выпускник ММФ для написания диплома. Идею в целом поддерживаю, хочу здесь только озвучить некую предысторию этого вопроса, текущее положение дел, а также возможные пути реализации. В свое время отец (известный в определенных кругах алгебраист) мне сказал, что выбрать научного руководителя, это гораздо сложнее, чем определиться с будущей женой. Этот совет я пропустил мимо ушей и трижды менял руководителей. Лишь последний выбор оказался самым удачным.

В конце 90-х процесс выбора у студентов был достаточно небольшим: рекомендация старшекурсника, специализация у предметного преподавателя, разговор с руководителем кафедры, которому тот мог порекомендовать подходящего специалиста. Информация в интернете было очень мало, лишь единицы изучали статьи, ходили на спецкурсы, в институты, слушали доклады конференций. Сразу хочу отметить, что основная масса интересовалась только дипломом, некоторые планировали работать (зарабатывать) по теме диплома, и лишь малая толика – заниматься выбранными задачам (назовем их идеалистами). Многие просто хотели получить диплом на кафедре программирования и работать в IT. Однако уже тогда работодатели начали понимать, что если в дипломе написано программист, то это только надпись. В индустрию оценивали не то, что вы учили, а что вы умели на тот момент и брали выпускника с любого факультета, со знаниями, обычно полученными самостоятельно. До сих пор в памяти у меня остался программист, который ночевал в коридоре нашей общаги в длинном плаще. Он вылетел с …. ФЕНа наверно, но стал одним из первым и классным программистом. Днем он обычно сидел в коридоре, «пикурил» пиво и учил нас жизни. Про него говорили, что он мог сделать один проект за 5-х в два раза быстрее и уйти в запой на «заработанное» время.

Сейчас интернет в нашей жизни стал одним из главных инструментов поиска, однако в целом картина выбора специальности не поменялась.

В 2008-2013 году я был секретарем кафедры вычислительной математики и наблюдал большой поток студентов. К нам в основ-ном приходили студенты, которых не брали другие. В основном им давали простую задачу, для которой надо было написать расчетную программу, сделать серию расчет и определить влияние интересующих параметров на решение уравнения. Сейчас этот поток существенно упал. Теперь за студентов стали выделять определенные бонусы со стороны руководства. Началась настоящая «охота» за хороших студентов с первых курсов из за того, что многих ученых появились большие гранты, в которых есть потребность в большой работы и возможность приятной оплаты. Но примеры даже с нашей кафедры показывают, что даже при наличии дополнительной оплаты и интересной исследовательской работы студенты про-должают уходить из науки.

Мне очень нравиться фраза – кто не умеет работать, тот учит, как работать. К сожалению, я из второй категории, поэтому сформулирую свои предложения.

1) Поменять девиз НГУ. «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать»

Думать – глагол неопределенного действия. Можно день, год думать. Можно что ни будь придумать, а можно и нет. В реальной жизни надо – соображать, смекать! В детстве у меня была книга «Задачи на смекалку». Представьте, же, кем бы я вы-рос с книгой «Задачи на думание»  Еще пример из жизни – однокурсник, обла-датель красного диплома ММФ купил машину иномарку. Стоит –грустит- не мо-жет дворники поменять. Постоял с ним 5 мин, сообразил.

2) Из моего личного опыта – хороший преподаватель, обычно плохой ученый.

В этом месте мне посыпали голову пеплом. Все таки я хотел сказать : Хороший ученый обычно плохой преподаватель

Заметил я это именно на ММФ НГУ. Столько интересных предметов пролетело мимо, потому что выходил какой то ученый, бубнил пару о своем и уходил.

3) Онлайн обучение не заменяет личного контакта. После карантина вроде все это оценили

4) Программы курсов желательно переработать так, что было видна структура и прикладные аспекты данного курса. По возможности сделать ссылки на зарубежную литературу и составить курс от простого к сложному (обычно – сразу сложное).

5) Сейчас я одену каску, чтобы защититься от летящий в меня мелков. Есть такое понятие на западе «образовательный инцест», который заложил Академик Лаврентьев. Суть его мы представляем, человек отучился в НГУ, потом преподаёт в НГУ. На западе стараются брать преподавателя, который после учебы поездил-поработал по миру лет 5, а потом только стал преподавать в НГУ.

6) Беда нашего образования на ММФ - студенты умеют решать задачи, но совершенно не умеют излагать свои результаты. Сделать обязательными доклады на каждом предмете

7) Проводить встречи с преподавателями кафедр несколько раз в году. И давать по 5 минут каждому для представления.

???? Даже на третьем курсе многие студенты еще инфантильны и не могут определиться, чем они хотят заниматься. Приведу такой пример: мой однокурсник окончил ММФ, потом поступил в ГИТИС на режиссера и сейчас ставит спектакли в столичных театрах.

9) Знаю некоторых ученых, которые «укрываются» кумачевым одеялом и мечтают о принудительном распределении студентов по кафедрам. Категорически против. Ограничение свободы выбора в науке – вещь опасная. Это очень по Суворовски, который решил проблему двух деревень. В одной было много бобылей, во второй много вдов. Он построил их по росту и женил за 5 минут. История умалчивает о семейном счастье этих пар.

10) На некоторых кафедрах есть смысл давать больше нагрузки тем преподавателям, у кого много студентов-дипломников.

Ух …. Начинал то я о портале для студентов, где будет собрана информация о научных руководителях, их проектах и задачах, которые может выбрать себе будущий выпускник ММФ для написания диплома. Надо срочно наполнять его информацией и выкладывать на сайт!»