Лапин Василий Николаевич
КАНДИДАТ Ф.-М. НАУК, ДОЦЕНТ
ПОЧТА: lapin@ict.sbras.ru
Q:

Расскажите, пожалуйста, про область Ваших исследований.

A:

В основном я занимаюсь задачами, связанными с моделированием трещин, распространение которых вызвано давлением движущейся в них жидкости. Наиболее известный пример – это гидроразрыв, про который стали говорить в связи с развитием добычи сланцевого газа.
Область исследований, связанная с этими задачами, достаточно обширна из-за сложности происходящих при распространении трещин процессов и включает в себя вопросы механики твердого тела, гидродинамики, механики разрушения. При этом все задачи решаются на основе численных методов, так что они являются и объектом, и методом исследований.
Q:

Расскажите, пожалуйста, про важнейшие результаты ваших научных исследований. Какие результаты имеют наибольшее влияние на жизнь и науку?

A:

Мне кажется, наиболее важным научным результатом, полученным с моим участием, было создание в нашей лаборатории иерархии моделей трещин, которая позволяет описывать трещины на различных уровнях подробности и, соответственно, с различной скоростью и точностью. Трехмерная модель трещины гидроразрыва была, наверное, первой в мире моделью, которая позволила описать форму и траекторию трещины на самом начальном этапе ее распространения на основе честного моделирования.
Q:

Как Вы считаете, что в Ваших исследованиях важно для развития фундаментальной науки, а что для прикладных областей?

A:

Большинство задач, которые решаются в нашей лаборатории, - это практические задачи, работа над которыми, инициирована коллегами, непосредственно связанными с производством. Поэтому результат решения задачи, обычно, имеет прикладное значение. А методы, которые разрабатывались для решения прикладной задачи, и исследование их свойств находятся уже ближе к области фундаментальной науки.
Q:

Поддерживается ли Ваша научная деятельность грантами? Если нет, то планируется ли участие в грантах в будущем?

A:

Обычно, в каждом году есть какой-либо грант или договор, который пересекается с направлением моей научной деятельности.
Q:

Сотрудничаете ли Вы с какими-либо крупными компаниями и исследователями Новосибирска, России? С иностранными?

A:

Лаборатория, в которой я работаю, сотрудничает с институтами СО РАН, такими как институты математики или гидродинамики и с рядом российских компаний, связанных с производством.
Q:

Какие у студента перспективы трудоустройства в фундаментальных и в прикладных областях? В каких областях он сможет работать после специализации у Вас?

A:

Думаю, проще будет работать в областях, связанных с численными методами. Я не слежу за дальнейшей судьбой выпускников, но знаю, что один из выпускников занимается научной деятельностью в Швейцарии, а один – на нашей кафедре.
Q:

Каким образом у Вас ведётся исследовательская деятельность?
Сколько студентов специализируется у Вас?

A:

Обычно у меня от одного до трех студентов. Каждый из них получает свою задачу, которая и становится темой дипломной работы. В зависимости от предпочтений и возможностей студента это может быть либо модификация части уже существующей модели или программы либо самостоятельная работа над собственной моделью какого-либо процесса.
Q:

Какими знаниями касательно области Ваших исследований должен обладать студент, чтобы успешно начать с Вами работать?

A:

Поскольку основным инструментом моделирования являются численные методы, то хорошо было бы знать, как они устроены. Как найти аппроксимировать производную, посчитать интеграл, решить систему уравнений. Более сложные методы для решения конкретной задачи, все равно, придется изучать дополнительно. Умение программировать не будет лишним, но если студент не испытывал трудностей при прохождении «Вычислительного практикума», то этого достаточно для начала. Сложная механика изучается согласно учебному плану уже после выбора кафедры и начала специализации, так что нельзя ожидать, что студент будет в ней разбираться.
Q:

На какие тематики Вы собираетесь вести работу со студентами?

A:

В любом случае тема будет связана с численными методами в механике, но с какими методами и в каком из разделов механики, зависит от студента и текущих задач. Например, в 2020-2021 году могу предложить задачи, связанные с численным интегрированием или решением систем нелинейных уравнений, то есть с тем, что студенты уже проходили на втором курсе, но на более сложном уровне и с физическим смыслом.
Q:

Формальные требования к студентам, которые планируют специализироваться у Вас? Спецкурсы, отметки по конкретным предметам, средний балл?

A:

Средний балл лучше иметь выше четырех. В противном случае, нужно понимать, почему причина такого балла, не помешает работе над дипломом.